Технологии и методики реабилитации

Прикладной анализ поведения - АВА

Цель методики АВА: увеличение уровня желаемого поведения и уменьшение уровня опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, разбиваются на мелкие блоки действия (DТТ - обучение блоками). Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются.

Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы как положительные, так и отрицательные. Одним из методов снизить зависимость от подсказки является задержка подсказки, например, 2-секундная задержка между стимулом и подсказкой. После правильного ответа (реакции) дается похвала или доступ к желаемому предмету - это поощрение. Навык считается закрепленным только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80% случаев вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Методики и принципы ПАП (прикладного анализа поведения):

  • подкрепление;
  • гашение нежелательного поведения;
  • подсказки;
  • метод отдельных блоков (дискретных проб);
  • вмешательство, основанное на манипуляции предшествующими стимулами(антецедентами);
  • анализ задания (алгоритм задачи);
  • прерывание и перенаправление реакции;
  • дифференциальное подкреплений альтернативного/иного/несовместимого поведения;
  • обучение (тренинг) функциональной коммуникации;
  • задержка подсказки;
  • саморегуляция;
  • моделирование, сценарии.

АВА могут выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми – в маленьких группах (2-4 человека) и больших (5-10 человек). Количество часов в учебной программе варьируется в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА-программе - 6 часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой частью команды, работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он получил в программе. Занятия АВА-терапии проводятся не только в классе/учебном заведении, но и в естественной жизненной среде - это натуралистические методы обучения (NЕТ). Инструктор при этом полностью сохраняет контроль над окружающей средой.

Возраст применения: дети от 18 месяцев, подростки и взрослые.

На какие навыки направлен результат?

На высшие когнитивные функции, моторные навыки, экспрессивную и импрессивную речь, коммуникацию, преодоление проблем поведения и сенсорных нарушений, развитие навыков самообслуживания, игру, саморегуляцию.

Кто может использовать?

Применять методику могут сертифицированные поведенческие аналитики (ВСВА); специалисты, прошедшие обучение.

Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС

Дети с расстройствами аутистического спектра значительно отличаются друг от друга по степени нарушения взаимодействия со взрослыми, контактом с ними, поведением, уровнем интеллектуального развития. Вместе с тем, у всех детей̆ присутствует трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой̆, установка на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения, неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной, «бытовой» жизни. Часто родителей̆, воспитывающих ребенка с РАС, больше беспокоит отставание ребёнка в интеллектуальном и речевом развитии, чем то, что их ребёнок не может себя обслужить, самостоятельно одеться, умыться, есть. Несостоятельность в бытовых вопросах делает практически невозможным самостоятельное существование ребенка с аутизмом в обществе, создаёт большие трудности для семьи.

Обучение социально-бытовым навыкам составляет одно из важных направлений работы специалистов и родителей, в основе которых лежат специальные методы и технологии коррекционно-развивающей работы, учитывающие индивидуальные особенности и возможности ребенка c расстройствами аутистического спектра.

Некоторые навыки формируются у ребенка бессознательно, то есть без осознанного контроля, и такие навыки можно назвать исходно автоматизированными. Например, навык ходьбы – ребенок учится ходить, сам того не замечая. Есть навыки, которые человек может развивать осознанно путаем тренировки и контролировать их, эти навыки называются вторично автоматизированными. Например, спортивная ходьба-без сознательных тренировок не научиться ходить так, как необходимо для этого вида спорта.

Первые самостоятельные навыки, которые осваивает ребенок – это навыки бытовой деятельности, включающие: формирование умений по выполнению гигиенических процедур, уборке помещений, уходу за вещами, планированию расходов, совершению покупок, приготовлению пищи и других повседневных дел.

Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра уборке помещений, уходу за вещами, планированию расходов, совершению покупок, приготовлению пищи и других повседневных дел.

В исследованиях Л.В. Куцакова и В.И. Логинова предложена следующая классификация социально-бытовых навыков:

  1. Навыки по уходу за собой.

Умение:

  • надеть рубашку, штанишки;
  • застегивать пуговицы, кнопки;
  • вешать одежду;
  • мыть лицо, шею, уши;
  • вытирать нос платком; чистить зубы;
  • причесывать волосы;
  • пользоваться туалетом.
  1. Навыки, относящиеся к питанию.

Умение:

  • намазывать хлеб маслом;
  • налить чай;
  • накрыть стол и убрать со стола;
  • раздать пищу;
  • есть ложкой и пить из чашки.
  1. Элементарные движения.

Умение:

  • вытереть ноги при входе;
  • сесть на стул;
  • подниматься по лестнице.
  1. Навыки, относящиеся к ручному труду.

Умение:

  • держать иглу;
  • делать узелок;
  • пришить пуговицу;
  • сшить для куклы;
  • стирать для куклы.
  1. Уход за помещением.

Умение:

  • открыть окно, дверь ключом;
  • вытирать пыль;
  • застилать постель;
  • включать плиту;
  • выключать свет.

Детям с расстройствами аутистического спектра требуются специально организованные условия обучения и многократное, совместное со взрослым «проигрывание» повседневных социальных и бытовых ситуаций. Важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.

Приобретая определённые умения и навыки, детям с расстройствами аутистического спектра необходимо как можно чаще пользоваться ими для их сохранения - иначе может возникнуть деавтоматизация.

Обучение социально-бытовым навыкам включается в программу формирования жиз- ненных компетенций и представляет собой отдельное направление совместной коррекционно-развивающей работы педагогов и родителей, в основе которого находится ребенок.

  • отработка каждой отдельной операции внутри навыка;
  • объединение отдельных операций в цепочку действия;

Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра необходимо осуществлять в определённой последовательности:

  • определение уровня сформированности навыков;
  • выявление причин, затрудняющих овладение навыками;
  • определение и составление алгоритма формирования навыка;
  • эффективное применение системы поощрений для управления коррекционным процессом;
  • генерализация навыка.

 

Денверская модель раннего вмешательства

Программа не привязана к конкретной обстановке, она может быть реализована командой специалистов и/или родителями, на групповых и индивидуальных занятиях, в условиях центра или дома.

Основа подхода - внедрение возможностей для обучения в повседневную жизнь ребенка.

Основные характеристики программы:

  • применение поведенческого анализа в естественных условиях;
  • ориентация на этапы развития (онтогенез);
  • глубокое и всестороннее участие родителей;
  • фокус на межличностном общении и положительных эмоциях;
  • занятия совместной деятельностью;
  • обучение речи и коммуникации в рамках положительных взаимоотношений.

В начале занятий проводится диагностика развития ребенка по предложенной программе оценки развития в рамках метода. После составляется учебный план развития, в котором определяются навыки, над которыми предстоит работать, прописываются конкретные учебные процедуры, которые будут использоваться для формирования этих навыков.

Подход включает ежедневные занятия с педагогом в центре и игровую терапию, естественные бытовые процедуры, которые проходят в естественной среде ребенка, в том числе у него дома или в детском саду. Интенсивность занятий со специалистом может быть уменьшена до 1-2 раз в неделю по 60 минут. Эффективность низкоинтенсивной программы (8 часов в неделю) подтверждена рядом исследований.

Возраст применения: дети от 18 месяцев до 3-4 лет.

На какие навыки направлен результат? 

На когнитивные функции, речь, коммуникацию, преодоление проблем поведения, моторные навыки, развитие навыков самообслуживания, игру.

Кто может использовать?

Применять методику могут специалисты, прошедшие обучение. Обучение включает супервизию и сертификацию. Разработчики методики допускают также использование методики после самостоятельного изучения на основе изданного руководства для специалистов.

 

Альтернативная и дополнительная коммуникация (ААС)

Включает методы, используемые для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. В основе ААС лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна и полимодальна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам.

ААС может быть постоянным дополнением к коммуникации человека или применяться временно. Новейшие технологии (карманные компьютеры и синтезаторы речи, коммуникационные устройства, продуцирующие речь; коммуникация с помощью движений тела и жестов, а также коммуникация с использованием специальных средств - картинки и коммуникативные доски) обеспечили возможность коммуникации лицам с физическими ограничениями.

К методам альтернативной коммуникации для людей с РАС относятся:

  • метод пиктограмм;
  • коммуникационная система обмена изображениями PECS;
  • жестовый язык «Макатон»;
  • коммуникаторы и электронные пособия.

Простые жесты используются при обучении детей с глубокими ограниченными возможностями и взрослых с тяжелыми нарушениями (нарушение интеллекта, афазия, дизартрия). Преимущество системы простых жестов и мимики в том, что она всегда доступна обычному образованному пользователю и является действенным средством сообщения. Жесты используются одиночно или вместе с речью для поддержки коммуникации с людьми с множественными нарушениями.

Альтернативная коммуникация с применением специальных средств - это коммуникация при помощи любых устройств, электронных или неэлектронных, которые используются для передачи или получения сообщения (от коммуникативных книг до устройств, производящих речь). При применении простых коммуникативных досок или книг пользователь выбирает слова, фразы, картинки и/или символы, чтобы передать сообщение. Высокотехнологичные устройства ААС позволяют хранить и воспроизводить электронные сообщения. Речь в таких устройствах оцифрована, извлекается при выборе на мониторе определенной картинки или символа.

Популярные приложения для ПК и телефонов: 

  • GoTalk;
  • русскоязычное приложение «Аутизм: Общение»;
  • приложение «Говори Молча»;
  • коммуникатор «ДАР»;
  • приложение «Говорящие картинки».

Активно применяется при РАС система обмена изображениями (PECS) - это расширенная и альтернативная система связи, разработанная и произведенная Pyramid Educational Consultants, Inc. PECS в 1985 г. в рамках программы по аутизму. Разработчики PECS заметили, что традиционные методы общения (включая имитацию речи, язык жестов и системы точек изображения) полагались на учителя в инициировании социальных взаимодействий, и ни один из них не фокусировался на обучении студентов инициированию взаимодействий. Основываясь на этих наблюдениях, Бонди и Фрост создали функциональные средства общения для людей с различными проблемами общения. Хотя PECS был первоначально разработан для детей младшего возраста с расстройствами аутистического спектра, его использование стало гораздо более распространенным. В методике шесть основных этапов обучения и специальные стратегии для включения в речь ученика различных предметных качеств (цветов, размеров и т.д.).

Этапы PECS:

Представление о том, как нужно коммуницировать – ребенок обучается основам общения между людьми; на этой стадии обучают ребенка передавать карточку для выражения просьбы.

Увеличение дистанции между участниками коммуникации, что способствует повышению самостоятельности ученика.

Дифференциация изображений - ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии. Ребенок должен научиться выбирать нужную карточку из всего набора карточек на коммуникативной доске книге или в книге.

Построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику.

Обучение ответам на вопрос «что ты хочешь?» с использованием карточек.

Обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «что у тебя в тарелке?», «что ты видишь?» и т.д.). Особенно рекомендовано использование PECS на начальных этапах коммуникации.

Возраст применения: дети, начиная с раннего возраста, подростки и взрослые.

Сенсомоторная интеграция (совопрактика)

Совопрактика - это метод формирования и развития сенсомоторной интеграции человека основанный на фундаментальных теориях А.Н. Бернштейна, Б.М. Величковского, В.М. Аллахвердова.

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) - это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.

Задачи – научить ребенка чувствовать своё тело и пространство вокруг, развить зрительно-моторную координацию, сформировать правильное взаимодействие рук и ног, развить слуховое и зрительное внимание, научить ребенка последовательно выполнять действия, разбивая их на ряд задач.

Цель занятий - воздействуя, на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка активизировать развитие всех высших психических функций.

Монтессори терапия

Монтессори-терапия представляет собой врачебную педагогику, построенную на фундаменте физиологических. исследований органов чувств (Клод Бернар, Эдуард Сеген, Жан Марк Гаспар Итар).

Монтессори-терапия помогает обучать детей навыкам самообслуживания, развивать у них самостоятельность, самоконтроль, мелкую моторику, умения и навыки.

Занятия способствуют развитию крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, умения концентрировать и удерживать внимание, формируют волевые качества, такие как усидчивость, самостоятельность, умение доводить работу до конца.

Основное внимание уделяется сенсорному насыщению и развитию навыков самообслуживания.

Floortime- время на полу, «недирективная» игра. Вмешательство называется так, потому что взрослый опускается на пол вместе с ребенком, чтобы играть и взаимодействовать с ребенком на его уровне.

Принципы Floortime. Выстраивая взаимодействие с ребенком, необходимо следовать его интересам, поощрять и развивать их, постепенно вовлекать ребенка в совместную деятельность. В процессе занятий взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.

Пример: Если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант: улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае, у вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что вы не хотите его прерывать или менять игрушку, сделать правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли вы продолжать его игру.

Как проводятся занятия? 

Занятия проводят в игровой комнате. Во время сессий обязательно присутствие родителей. Родитель обучается взаимодействию с ребенком. Встречи проходят 1-3 раза в неделю, продолжительность занятия варьируются от 50 минут до 3-5 часов. Терапия длится от нескольких месяцев до нескольких лет.

Перед составлением программы работы с ребенком в концепции Floortime проводится диагностика с определением уровня функционального эмоционального развития. Реализация методики осуществляется в несколько стадий. Их освоение важно не только для нормального эмоционального и умственного развития, но и для мышления высокого уровня и полноценного самосознания. Эти стадии являются одним из центральных элементов концепции DIR: при обследовании оценивается, как ребенок их осваивает, а терапевтические программы помогают детям переходить от одной стадии к другой.

Обязательным является вовлечение родителей в работу с ребенком по методике Floortime. Исследования показали корреляцию между степенью вовлеченности родителей в терапию и успехами ребенка.

Виды игр в рамках Floortime:

  • спонтанная игра;
  • частично структурированная игра;
  • занятия по развитию сенсорной сферы;
  • занятия по развитию моторики.

Возраст применения: 

чаще у детей (с 1,5 до 10-12 лет), есть данные о применении в подростковом возрасте и у взрослых.

На какие навыки направлен результат?

на социально-эмоциональное взаимодействие, игру, коммуникации.

 

«9 шагов: тренинг родительских навыков». Основы оказания психолого -педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития

«9 шагов: тренинг родительских навыков» - действенный инструмент оказания помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ, включая РАС и другие нарушения развития.

Программа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «9 шагов: тренинг родительских навыков» адресована семьям, воспитывающим детей с особенностями развития от 2 до 9 лет. Программа разработана группой специалистов по заказу Всемирной организации здравоохранения Autism Speaks и основана на принципах позитивного родительства, а также на поведенческих подходах, формирующих совместную вовлеченность ребёнка и близкого взрослого, и внедрена в более чем 20 странах мира.

Цель программы - дать родителям стратегии развития их детей и научить навыкам, помогающим развитию коммуникации и снижающим проявления нежелательного поведения в повседневной жизни. Для обучения родителей по программе используются комплекты методических материалов, содержащих пошаговый алгоритм получения необходимых знаний и навыков и их применения в работе с ребенком дома.

Арт - студия

позволяют снизить психофизическое напряжение, агрессию и тревожность, развивают воображение, образное и творческое мышление, зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, тактильное восприятие.

Арт-терапия при аутизме - один из очень действенных способов исцеления детей- аутистов. Занятия творчеством дает возможность почувствовать внутреннее эмоциональное, психологическое состояние этих ребят, что происходит у них в голове, о чем они задумываются.

Рисование содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущению наибольшего комфорта у ребенка с РАС. Это в собственную очередь приводит к увеличению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Поэтому понижается тревожность, и ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми.

На занятиях рисования дети, имеет возможность поведать нам о собственных переживаниях, о том, собственно, что его интересует и беспокоит, о собственных ужасах. Попробовать понять толк и оценить больше глубинные поражение психики детей. У детей развиваются не только коммуникативные способности, но и фантазия.

 

Сказкотерапия - это метод психологии, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи.

Дети очень любят сказки, потому что в них «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти).

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей с РАС проходит в сенсорной комнате и представляет собой путешествие по волшебной планете чудес.

Цель программы: развитие творческого потенциала и способностей детей; расширение границ творческого восприятия мира.

Задачи:

- развитие творческого воображения и фантазии, вариативности и оригинальности мышления;

-развитие творческого самовыражения;

- развитие коммуникативных навыков, умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, слушать товарищей, понимать их и считаться с их мнением;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- гармонизация эмоционального состояния, снятие эмоционального и физического напряжения.

Занятия проводятся в сенсорной комнате, где созданы условия для получения положительных эмоций и приятных ощущений.

Дети имеют возможность принять удобное положение, устроившись на мягких матах и пуфиках. Световые и цветовые эффекты, релаксирующая музыка способствуют максимальному расслаблению и погружению в мир сказок.

 

Песочная терапия - отличный способ самовыражения для детей с РАС и в коррекционной и психотерапевтической работе с детьми часто применяется.

Во время игры с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда ребенок теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией.

Можно использовать эти особенности, чтобы установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил. Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.

Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка. В процессе создания творческого продукта у ребенка в символической форме проявляются образы - рисунки, композиции из фигурок и различные построения на специальном подносе с песком. Вариантом песочной терапии является песочная арт-терапия, которая объединила в себе песочную терапию с рисованием: акцент делается на изобразительном творчестве с помощью песка, размещенного на специальном световом столике. Считается, что негативные эмоции, конфликты и страхи выражаются в песочных картинках в символическом виде. В процессе работы с песком негативные тенденции у ребенка ослабевают, «уходят в песок». В настоящее время песочная арт-терапия как вполне доступная деятельность используется при коррекции поведения детей с РАС для снятия напряжения, тревоги, раздражительности и приступов гнева. Также работа с песком проводится для активации и стимуляции ребенка, позже - для развития взаимодействия и построения диалога при совместной творческой работе.

 

Транскраниальная микрополяризация

Микрополяризация (ТКМП) - лечебный метод, позволяющий изменять функциональное состояние различных звеньев центральной нервной системы под действием постоянного тока силой до 1 мА.

Направленность влияния ТКМП достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых проекциях головного мозга. Выбор зон воздействия определяется лечебными задачами.

Микроимпульсы минимальной силы способствует развитию нервной ткани и созданию новых связей между нервными клетками.

Во время процедуры на голову ребенка надевается шапочка с проводами, ребенок не испытывает никаких неприятных ощущений и может заниматься своими делами.

Применение метода возможно, начиная с 1 года. Всего проводится 10-15 сеансов ежедневно или через день. Время одной процедуры составляет от 20 до 40 минут. Обычно проводят несколько курсов с перерывом в 3- 4 месяца. Максимальный эффект отмечается через 2 месяца после окончания курса.

Перед применением данного метода необходимо провести электроэнцефалографию (ЭЭГ), так как судорожная готовность и некоторые формы эпилепсии являются противопоказанием для ее использования.

У детей с синдромом Аспергера и аутистических чертах поведения выбираются зоны воздействия в проекции лобных областей коры головного мозга, отвечающих за интеллект, сознание, инициативу. В результате лечения ребенок начинает проявлять больший интерес к окружающему миру, обнаруживает познавательный интерес, нормализуется речевое и эмоциональное развитие.

Логопед-дефектолог помогает деткам с особенностями развития и двигательными нарушениями познавать окружающий мир.

Благодаря работе специалиста нормализуется тонус мышц языка, мышц лица, ребенок преодолевает трудности в дыхании и голосообразовании. Развивается диафрагмальное дыхание и речевой выдох. Развивается мелкая моторика. В игровой форме идет работа над лексикой и грамматикой, фонетикой и фонематикой.

Как вспомогательный элемент терапии применяется логопедический массаж, он может проводится руками, зондами или специальным электромассажером.

Речевые нарушения у особого ребенка нужно начинать исправлять в раннем возрасте, до 3-х лет. В таком случае есть вероятность свести до минимума речевые дефекты.

У детей с аутистическими чертами поведения и истинным аутизмом проявление речевых расстройств чрезвычайно многообразны по характеру и динамике. В большинстве случаев они обусловлены нарушением общения. Основной задачей коррекционного воздействия занятий с логопедом-дефектологом или психологом является коррекция эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса.

 

Виды диагностик и консультирование:

Определение диагностической группы и степени выраженности аутистических проявлений (ADOS-2)

Цели работы

Оценка рисков наличия расстройств аутистического спектра и степени выраженности аутистических проявлений.

АDOS 2 – стандартизированный инструмент оценки социального взаимодействия и коммуникации, игры, особенностей поведения и деятельности. Методика состоит из пяти модулей, выбор которых зависит от возраста и уровня развития речи ребенка или подростка.

В процессе совместной игры и в ходе наблюдения за поведением ребенка или подростка специалист оценивает в соответствии с протоколом особенности различных сфер: общение, социальное взаимодействие, игра, стереотипные формы поведения. По результатам обследования выдаётся заключение, где будет определена диагностическая группа по методике АDOS-2.

Кому рекомендована услуга?

Данная услуга рекомендована семьям, воспитывающим детей с подозрением на наличие расстройств аутистического спектра

Возраст ребенка

От 2,5 лет

Диагностическая группа по методике ADOS-2 не является диагнозом и не заменяет консультацию врача-психиатра.

 

 

Оценка уровня развития речевых навыков и навыков социального взаимодействия VB-MAPP (фото и описание)

Цели работы

Оценка уровня развития речевых и связанных с речью навыков ребенка и его готовности к обучению в естественной образовательной среде, а также выявление основных преград, препятствующих обучению и развитию.

Кому рекомендована услуга?

Семьям, воспитывающим ребенка с РАС и/или другими нарушениями развития, желающим оценить уровень развития навыков ребенка, выявить его сильные и слабые стороны и получить рекомендации по выбору основных направлений коррекционной работы, эффективных обучающих стратегий и типа обучающей среды, наиболее подходящих для ребенка на момент диагностики.

Возраст ребенка

В процессе оценки устанавливается соответствие между уровнем развития навыков обследуемого ребенка и уровнем развития навыков типично развивающегося ребенка от 0 до 4 лет. Поэтому оценка чаще проводится для детей раннего (1–3 года) и дошкольного (3–6 лет) возраста и может быть рекомендована детям старше 6–7 лет при выраженных нарушениях в развитии. А компоненты «оценка преград» и «оценка перехода» могут выявить у любого человека, вне зависимости от возраста, такие проблемы, как трудности с адаптацией, поведением, зависимостью и контролем.

Для чего необходимо тестирование?

Основным предназначением данного инструмента является определение начального уровня развития навыков ребёнка и сравнение его с уровнем развития навыков у типично развивающихся сверстников. Результаты тестирования позволяют определить цели для обучающей программы. С помощью тестирования можно выяснить:

Целевые навыки

Какие навыки сейчас являются приоритетными для развития ребёнка?

Уровень сложности

С насколько сложных упражнений следует начать работу?

Наличие преград

Какие преграды и осложнения затрудняют процесс развития?

Система общения

Дети могут испытывать затруднения, связанные с речью

Эффективные обучающие методы

Какие методы работы будут наиболее эффективны для ребёнка?

Специфичные нужды

Некоторые дети нуждаются в особых условиях или в особом порядке работы

Для более детальной оценки адаптивных навыков может использоваться дополнительный инструмент, составленный доктором Джеймсоном Партингтоном – тестирование AFLS. Это набор тестов, состоящий из 6 книг, и позволяющий оценить адаптивные навыки ребёнка, а в дальнейшем и взрослого с особенностями развития.

 

Функциональный анализ (работа с нежелательным поведением)

Случается, по тем или иным причинам ребёнок ведет себя неважно. Он может беспокоиться, выглядеть расстроенным, высказывать желание уйти. Иногда дети ведут себя агрессивно по отношению к окружающим или к себе. Бывает так, что поведение опасно или происходит с высокой частотой. В этом случае проведение тестирования затруднено или даже невозможно. При этом нежелательное поведение может проявляться не только во время тестирования. Иногда такие проблемы беспокоят семьи на постоянной основе. Тогда, перед началом работы над развитием навыков ребенка, необходимо будет провести исследование нежелательного поведения и построить план его коррекции.

Нежелательное поведение мешает развитию и обучению ребёнка, его социализации, порой даже общению и выстраиванию отношений с самыми близкими людьми. Его коррекция приводит к тому, что академические навыки ребёнка развиваются гораздо быстрее, он легче адаптируется в среду сверстников, окружающая его среда обогащается, в ней появляются новые события, интересные занятия, игры и игрушки.

Если нежелательное поведение затрудняет не только процесс обучения, но и процесс интеграции ребёнка в социум, а также не поддается анализу простыми методами, можно провести процедуру функционального анализа. Опираясь на данные, полученные в ходе этой процедуры, возможно построить наиболее эффективную систему коррекции.