Мифы о возникновении аутизма

1 МИФ. Прививки как причина заболевания

Когда у нас случается что-то негативное, первым возникает стремление выяснить «Кто виноват?». Что вызвало возникновение у ребенка расстройства аутического спектра? Экология, диета, наследственность, болезни родителей?
Эндрю Уейкфилд, британский гастроэнтеролог, медицинский исследователь и не очень честный человек предложил прямой и понятный ответ на вопрос «Кто виноват в аутизме?». Прививки, в частности, тривакцина корь-краснуха-паротит (MMR) была названа причиной возникновения изменений в организме детей, вызывающих симптомы аутизма.
Немного позднее выяснилось, что в судебных исках и компенсациях и заключался смысл «научного исследования» Уейкфилда, подделавшего данные детей. Доктор потерял и работу, и лицензию на медицинскую деятельность. Однако эффект от публикации был настолько велик, что до сих пор существует миф о связи данной прививки и расстройствах аутического спектра. Вероятно, это связано все с тем же желанием найти причину заболевания, а также с временным фактором — во многих случаях время интенсивной вакцинации и начало проявления неоспоримых симптомов РАС совпадают, хотя и не связаны друг с другом.
Ученые изучили множество случаев, и тех, на которые опирался доктор Уейкфилд, и массу новых, и пришли к выводу об отсутствии связи данной прививки и развития аутизма у детей. Более того, новые данные подтверждают, что первые симптомы (отсутствие глазного контакта) у некоторых детей можно заметить уже в возрасте двух месяцев и при отсутствии какой-либо вакцинации в анамнезе.



2 МИФ. «Человек дождя» как собирательный образ

На втором месте по распространенности стоит миф о суперспособностях людей с аутизмом, как, например, у персонажа фильма «Человек дождя». Хотя образ, сыгранный Дастином Хоффманом, основан на поведении и особенностях реального человека с РАС, это не означает, что все дети и взрослые с аутизмом будут вести себя таким же образом и гениально рассчитывать, какая карта в покере еще находится «на руках».
Этот образ относится к возможному, но совсем не обязательному варианту развития ребенка. Не у каждого человека в аутичном спектре развивается особый талант.
Тем не менее, часть людей с аутизмом имеют значительно более высокие показатели IQ, чем нейротипичные представители человечества, и новый взгляд на заболевание, выделяющий положительные черты, помогает людям с аутизмом адаптироваться к жизни, а компаниям — получать высококвалифицированных сотрудников. Врачи поощряют родителей детей с аутизмом не чувствовать себя ограниченными диагнозом, но сосредотачиваться на желаниях и возможностях ребенка. Многие дети с РАС (особенно с синдромом Аспергера) хорошо понимают математику, точные науки и технологические принципы, но также могут быть музыкантами или художниками. Если человек видит мир иначе, то этот навык стоит оттачивать, расширяя его возможности на различные области деятельности.



3 МИФ. Детям «в спектре» не нужны друзья

В распространении этого мифа также обвиняют кинематограф (например, сериал «Теория большого взрыва»). Заблуждение про отсутствие потребности в общении и дружбе настолько устойчиво, что некоторые родители отрицают вероятность наличия расстройства у ребенка, потому что ему очень интересны другие дети.
Но проблема детей с РАС не в отсутствии мотивации к дружбе, а в неразвитости правильных социальных инструментов. Если нет необходимых навыков, то нет и понимания, что делать, когда другой ребенок говорит «Привет» или хочет играть в другую игру. А это осложняет развитие дружеских отношений.
Нередко дети с аутизмом становятся более социально изолированными по мере взросления, и нередко — не по собственному выбору. Со временем, сталкиваясь с невозможностью установить социальные контакты из-за отсутствия навыков и понимания, они перестают пытаться устанавливать или развивать отношения, хотя потребности в общении это не снижает. Именно поэтому это заблуждение так важно разрушать.


4 МИФ. Аутизм можно вылечить.

На данный момент это — миф. Аутизм — пожизненная дисфункция, от которой сейчас нет проверенного способа или лекарства, хотя всегда есть надежда на его возникновение.
Методы, апробированные немалым количеством родителей (витаминотерапия, диеты, хелирование и т. п.), научно не подтверждаются в качестве действующих. Специалисты считают, что при аутизме очень выражен эффект плацебо, и сложно определить, действительно ли у ребенка есть улучшение, а главное — почему.
Хотя аутизм не поддается излечению, при помощи интенсивной поведенческой терапии дети могут получать недостающие им социальные и коммуникативные навыки. Так, исследование специалистов Университета Коннектикута, проведенное на 34 детях, показало, что некоторым пациентам удается «покинуть спектр» и нормально функционировать почти всегда. Хотя исследователям до сих пор не вполне понятно, почему именно эти дети так хорошо отреагировали на терапию, они заявляют об «осторожном оптимизме» в общем направлении лечения расстройств аутичного спектра.


Основные признаки аутизма

Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.
Это определение нуждается в пояснении. Под "нарушениями общения" понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое. Если ребенок с тяжелыми нарушениями слуха и речи компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) малыш либо игнорирует попытки взаимодействия с ним, либо активно отвергает и избегает их. Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями. Уровень интеллектуального развития может быть различным, но примерно в 70% случаев он оказывается сниженным.
Под стереотипностью поведения понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И наконец, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

Знакомство с основными признаками аутизма очень важно, и у родителей должна существовать основа для критического отношения к тому, что говорят об их ребенке разные люди (от родственников и знакомых до специалистов). Отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об этой патологии задумываются только на основании задержки речевого развития или, однажды увидев, как ребенок раскачивается в манеже. Подобные признаки могут свидетельствовать и о других расстройствах. Но если появились сомнения, рекомендуется пройти в режиме онлайн анонимное тестирование – версию опросника M-CHAT-R - модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста от 16 до 30 месяцев. Это скрининговый инструмент для оценки риска расстройства аутистического спектра (РАС) и в случае риска возникновения РАС с результатами обратиться к педиатру или детскому психиатру.