Рекомендации педагога-психолога Регионального ресурсного центра Ольги Ивановой как научить ребенка с РАС безопасности через визуальные подсказки.

Рекомендации педагога-психолога Регионального ресурсного центра Ольги Ивановой как научить ребенка с РАС безопасности через визуальные подсказки.

Это один из самых эффективных способов. Вот как можно организовать этот процесс:
Основные принципы:
1.Визуальная ясность. Используйте реальные фотографии или очень простые, понятные пиктограммы.
2.Конкретность. Одна карточка = одно понятие/действие.
3.Постоянство. Карточки всегда должны быть доступны и использоваться одинаково.
4.Мотивация. Начинайте с ситуаций, где мотивация ребенка к безопасности очевидна (например, получить помощь, если больно).
5.Пошаговость. Вводите карточки постепенно, начиная с самых важных.
6.Практика. Регулярно отрабатывайте ситуации в безопасной обстановке (ролевые игры).

Какие карточки безопасности учить в первую очеред?
1. "Опасно!" / "Стоп!" 
/ "Нельзя!"

* Изображение: Яркий красный знак "СТОП", перечеркнутый круг, предупреждающий символ (огонь, ток).
* Цель: Реагировать на запрет или предупреждение об опасности (дорога, горячая плита, открытое окно).
* Как учить: Использовать в моменты реальной опасности или при ее моделировании. Взрослый показывает карточку и четко произносит "Стоп! Опасно!". Позже учить ребенка подавать карточку *взрослому* при виде опасности.

2. "Помоги!" / "Нужна помощь"!
* Изображение: Человек, протягивающий руку для помощи; символ "?" с восклицательным знаком; слово "ПОМОГИТЕ".
* Цель: Сообщить, что ребенок попал в беду, потерялся, плохо себя чувствует, не может что-то сделать.
* Как учить: Создавайте ситуации, где помощь очевидно нужна (достать игрушку с высокой полки, открыть плотно закрытую банку). Побуждайте ребенка подать карточку "Помоги!" взрослому.

3. "Больно" / "Где болит?" (с указанием частей тела)
* Изображение: Схематичное тело человека + отдельные карточки: голова, живот, рука, нога, зуб; грустное лицо.
* Цель: Показать, что ребенку больно и где именно.
* Как учить: Когда ребенок ударился, пожаловался, моделируйте: "Тебе больно? Покажи, где". Помогите ему выбрать и подать карточку с частью тела или общую "Больно". Можно использовать куклу.

4. "Я потерялся" / "Где мама?/папа?"
* Изображение: Ребенок, стоящий один и выглядывающий (можно с вопросительным знаком); фото мамы/папы; дом.
* Цель: Сообщить о том, что ребенок потерялся, и ему нужны родители.
* Как учить: Отрабатывать в безопасной среде (дома, в гостях). Родитель "прячется" (в соседней комнате), помощник побуждает ребенка подать карточку "Где мама?" или "Я потерялся" другому взрослому. Учить обращаться к "безопасным взрослым" (полицейский, охранник, женщина с ребенком - используйте карточки!).

5. "Нет" / "Не хочу" / "Стоп" (для личных границ)
* Изображение: Красный круг с перечеркнутой ладонью; слово "НЕТ"; человек, отстраняющийся.
* Цель: Отказаться от нежелательного контакта (объятия, прикосновения), действия или еды.
* Как учить: Уважайте отказ ребенка в быту. Если он отталкивает игрушку/еду, сразу показывайте и проговаривайте карточку "Нет". Позже учите подавать ее *до* неприятного действия. Отрабатывайте сценарии: "Дядя хочет тебя обнять, а ты не хочешь? Покажи "Нет"".

6. Карточка с именем ребенка именем родителя и номером телефона.
* Изображение: Фото ребенка, фото родителя, значок телефона с цифрами номера. *Можно сделать как одну большую карточку, так и отдельные.*
* Цель: Предъявить, если потерялся, чтобы помогли связаться.
* Как учить: Учить узнавать свою карточку, карточку мамы/папы. Учить, что эту карточку нужно отдать "безопасному взрослому" (карточку "Полицейский" или "Охранник"), если потерялся. Носить в кармане/на шнурке.

7. "Безопасный взрослый" (Полицейский, Охранник, Продавец, Женщина с ребенком)
* Изображение: Реальные фотографии или четкие пиктограммы людей в форме или мам с детьми.
* Цель: Показать, к кому можно обратиться за помощью на улице, если потерялся.
* Как учить: Показывать карточки в реальной обстановке ("Смотри, это полицейский. К нему можно подойти, если потерялся"). Связывать с карточкой "Помоги!" и "Я потерялся".

Педагог-психолог Ольга Иванова объясняет родителям, где взять карточки: «Это могут быть специализированные ресурсы, к примеру LessonPix, MES-English. Обязательно проверяйте понятность картинки для вашего ребенка. Также используйте свои фотографии. Сфотографируйте реальные опасные ситуации (улица с машинами, горячая кастрюля), себя, свой дом, безопасных взрослых в вашем окружении, полицейского. Это часто самый понятный вариант. Или же нарисовать самим. Если вы умеете рисовать схематично и понятно».

 Важные моменты:

* Индивидуальность. Выбирайте карточки, исходя из конкретных рисков и потребностей вашего ребенка. Что для него действительно опасно? Где он чаще теряется? Что его пугает?
* Сотрудничество. Обязательно обучите использованию этих карточек всех, кто находится с ребенком (няни, воспитатели, учителя, родственники). Они должны знать, как реагировать на поданную карточку.
* Регулярное обновление. Пересматривайте набор карточек по мере взросления ребенка и изменения обстоятельств.
* Дополнение к другим методам. Карточки— отличный инструмент, но он не заменяет другие формы обучения безопасности: пояснения, правила, тренировки.

 Не сдавайтесь! Обучение безопасности через карточки требует времени и усилий, но это бесценный вклад в независимость и защищенность вашего ребенка. Ваша настойчивость может однажды спасти ему здоровье или жизнь. Удачи вам!



29 июля 2025
16:34