Педагог – психолог Регионального ресурсного центра Ольга Иванова рекомендует применять пошаговые этапы в формировании новых навыков у детей с РАС

Педагог – психолог Регионального ресурсного центра Ольга Иванова рекомендует применять пошаговые этапы в формировании новых навыков у детей с РАС

Педагог – психолог Регионального ресурсного центра Ольга Иванова рекомендует применять пошаговые этапы в формировании новых навыков у детей с РАС.

1.Выбор цели.
*Будьте конкретны и реалистичны. Вместо «Хочу, чтобы он сам одевался» выберите «Надеть футболку» или «Застегнуть одну пуговицу».
*Разбивайте на мелкие шаги, любой навык состоит из маленьких действий. Например, «надеть носки»: взять носок, найти отверстие, просунуть пальцы ног, натянуть на пятку, натянуть на всю стопу.
*Учитывайте интересы ребенка. Начинайте с навыков, связанных с его увлечениями. Например, научиться включать любимую игрушку. Это повысит мотивацию.
*Приоритет. Выбирайте навыки, важные для безопасности, здоровья или независимости: коммуникация, туалет, прием пищи.

2.Оценка текущего уровня.
*Честно определите, что ребенок уже умеет делать «самостоятельно» в рамках выбранного навыка.
*Отметьте, где именно возникают трудности.

3.Подготовка среды и материалов.
*Визуальная поддержка. Используйте пошаговые картинки, фото самого ребенка, видеомоделирование, социальные истории. Это ключевой инструмент для детей с РАС!
*Физическая адаптации. Уберите лишние предметы, обеспечьте удобное место, используйте адаптированные инструменты: ложка с утолщенной ручкой, одежда без сложных застежек для начала и т.д.
*Сенсорные аспекты. Учитывайте особенности восприятия ребенка. Если материал неприятен на ощупь, найдите альтернативу.

4. Обучение и Практика.
* Четкая инструкция. Говорите просто, конкретно, используя ключевые слова: «Возьми ложку», «Надень штаны».
* Демонстрация. Покажите действие сами или используйте визуальную подсказку: картинку или видео.
*Физическая помощь. Начинайте с максимальной помощи «рука-в-руке», затем постепенно уменьшайте поддержку: легкое касание, указание жестом, просто словесная подсказка. Цель – самостоятельность!
* Метод «Цепочки».
Прямая цепочка. Начинаете обучение с первого шага, помогаете выполнить остальные. Как только первый шаг освоен, переходите ко второму и т.д.
Обратная цепочка. Вы выполняете все шаги, кроме последнего. Ребенок завершает действие. Например, вы надеваете носки до пятки, ребенок натягивает на стопу. Постепенно передаете ему предпоследний шаг и т.д. Часто эффективнее, так как ребенок сразу получает «успех», т.е. завершение действия.
*Многократность и постоянство. Короткие, но регулярные тренировки по 5-10 минут несколько раз в день, лучше редких и долгих.
*Поощрение. Немедленно хвалите «Умница!», «Отлично надел носок!» или давайте маленькое поощрение: любимая игрушка на минуту, наклейка, объятия – что значимо для особенного ребенка за каждую успешную попытку или даже за усилие. Будьте искренни!

5.Обобщение и Закрепление.
*Практика в разных условиях. Как только навык освоен дома, пробуйте его в саду, в гостях, в магазине.
*С разными людьми. Пусть навык отрабатывают с другими членами семьи, педагогами.
*Постепенное снижение поощрений. Переходите от постоянного поощрения к случайному, затем к похвале.

 Ольга Юрьевна комментирует: «Каждый ребенок с РАС уникален. То, что работает для одного, может не подойти для другого. Наблюдайте за своим ребенком, экспериментируйте, но осторожно, ищите его сильные стороны и опирайтесь на них. Ваша любовь, принятие и последовательные усилия – самый главный фундамент для его развития. Не бойтесь просить о помощи и доверяйте своей родительской интуиции».



 Если Вашему ребенку установили диагноз аутизм, незамедлительно обращайтесь к нам в Региональный ресурсный центр по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д.31, кааб. 116 или по телефону 28-62-88. Наши специалисты помогут Вам!



17 июля 2025
11:32